Ру/Uz

Rus tili

1

Найдите предложение с двумя запятыми. (знаки препинания опущены)

A
Сосна погибая в схватке с бурей напоминает мужественного солдата павшего в атаке.
B
Живя в маленьком домике я наблюдал за ласточками строившими свое гнездо под самой крышей.
C
Проснувшись на другой день я рассмотрел старинную спальню освещенную яркими лучами солнца и испытал радостное чувство свободы.
D
Леса покрывающие около трети земной суши исключительно активно и благотворно влияют на земную жизнь очищая и облагораживая околоземную атмосферу.
2

Определите, чем выражено подлежащее в данном предложении. Шапка русых кудрей колыхалась на его большой голове.

A
синтаксически неделимое словосочетание
B
целое предложение
C
семантически неделимое словосочетание
D
фразеологизм
3

Определите количество суффиксов в слове велел.

A
1
B
2
C
3
D
нет суффиксов
4

Лишь великая лирическая поэзия может полно высказать «свободную, кипящую любовь», сделать ее бессмертной. В каком произведении А.Пушкина об этом говорится. Пришла любовь, явилась муза, и прояснился темный ум.

A
«Евгений Онегин»
B
«Я Вас любил»
C
«Я помню чудное мгновенье»
D
«На холмах Грузии лежит ночная мгла»
5

Назовите слугу Чичикова, читающего книги ради самого процесса складывания слов.

A
Петрушка
B
Савелий
C
Селифан
D
Осип
6

Найдите предложение, в котором нет вводных конструкций (знаки препинания опущены).

A
Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах.
B
Ему нездоровилось однако он все-таки приехал чтобы проститься с друзьями.
C
Генерал казалось не слышал слов капитана но это впечатление было обманчивым.
D
Долга полярная ночь но к счастью и ей приходит конец.
7

Какое языковое явление лежит в основе юмористического эффекта афоризма? некогда он крутил романы, а теперь ему некогда.

A
синонимия
B
омонимия
C
паронимия
D
антонимия
8

Определите вид тропа. И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступленно запели смычки: А.Блок

A
метафора
B
ирония
C
гипербола
D
метонимия
9

Укажите доминанту в синонимическом ряду. Брать, вырвать, выхватить, забрать, лишить, отнять, отобрать.

A
выхватить
B
отнять
C
брать
D
забрать
10

Найдите предложение с прямым дополнением.

A
Кино без звука называется немым.
B
В фильме говорится о любви.
C
На встрече я увидел Камилу.
D
Хвататься за соломинку.
11

Кто в русской литературе получил Нобелевскую премию с формулировкой «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

A
М.Шолохов
B
Б.Пастернак
C
А.Солженицын
D
И.Бунин
12

Укажите предложение без орфографических ошибок.

A
Это было не что иное, как ни к чемуобязывающая болтовня.
B
Это было нечто иное, как ни к чемуобязывающая болтовня.
C
Это было ничто иное, как ни к чемуобязывающая болтовня.
D
Это было ни что иное, как ни к чемуобязывающая болтовня.
13

Укажите вариант правильного написания глаголов в данных предложениях. К концу лета этот край обезвод..л. Засуха обезвод..ла эти края.

A
е, и
B
и, и
C
и, е
D
е, е
14

Какие слова называются синонимами?

A
близкие по значению, но разные по звучанию и написанию
B
обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи
C
различной части речи, которая обозначает одно и то же
D
слова, противоположные по значению
15

Найдите предложение, в котором допущена синтаксическая (грамматическая) ошибка.

A
Возвращаясь домой, пошел сильный дождь, и я вымок до ниточки.
B
Возвращаясь домой, я попал под проливной дождь.
C
Возвращаясь домой, Хасан встретил своего друга, с которым не виделся уже целый год.
D
Возвращаясь домой, они всю дорогу вели оживленную беседу.
16

Глагол обладает двумя формообразующими основами. Укажите, что образуется от основы инфинитива.

A
сослагательное наклонение, причастие прошедшего времени, деепричастие совершенного вида
B
повелительное наклонение, причастие прошедшего времени, деепричастие несовершенного вида
C
деепричастие совершенного вида, повелительное наклонение, формы прошедшего времени
D
формы настоящего времени, сослагательное наклонение, деепричастие несовершенного вида
17

Найдите словосочетание со связью согласование.

A
несогласованная определение, образованный юноша, удивленно пробормотав
B
покрытый снегом, любимый мною, когда-то знал
C
прошедшее время, один человек, взглянуть на присутствующих
D
двенадцатый карандаш, роскошный особняк, мое мнение
18

Тема войны вошла в его творчество одновременно с ее началом. О необходимости трезвого взгляда на войну, без ложной романтики он написал в стихотворении «Не верь войне, мальчишка....». Назовите этого автора.

A
А.Жигулин
B
Б.Окуджава
C
К.Симонов
D
А.Твардовский
19

Назовите автора «Родословного дерева тюрков», который положил начало научно-литературной традиции в Хорезме.

A
Бабарахим Машраб
B
Абулгази Бахадурхан
C
Аваз Отар
D
Шермухамед Мунис
20

О каком произведении И.С.Тургенева идет речь? Это произведение является прямой дорогой не только к «Запискам из мертвого дома» Достоевского, «Губернским очеркам» Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу «Война и мир» Толстого.

A
«Затишье»
B
«Два приятеля»
C
«Хорь и Калиныч»
D
«Записки охотника»
21

Укажите предложение, в котором должно стоять двоеточие. (знаки препинания опущены)

A
Хвалы приманчивы как их не пожелать.
B
Не любишь детей не ходи в учителя.
C
Весна в этом году была ранняя деревья в саду надели розовый наряд уже в середине марта.
D
Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
22

Укажите номер ударного слога в словах: апостроф, баловать, вероисповедание.

A
3, 1, 6
B
2, 1, 5
C
3, 3, 5
D
2, 1, 6
23

Определите, чем является подчеркнутое слово. Заслуга Федорова в истории книгопечатания неоценима:

A
отыменным прилагательным
B
отглагольным прилагательным
C
глаголом в личной форме
D
причастием
24

Назовите произведение, которое так оценил В.Г.Белинский: «.....принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая и услаждая внимание публики как литературная новость, обращаются в прочный литературный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами».

A
«Горе от ума»
B
«Герой нашего времени»
C
«Недоросль»
D
«Евгений Онегин»
25

Назовите автора повести «Утро помещика» ,где главный герой, молодой барин Дмитрий Нехлюдов, пытается разобраться в главном вопросе эпохи - во взаимоотношениях помещика и крестьянина.

A
И.С.Тургенев
B
В.Г.Короленко
C
Н.С.Лесков
D
Л.Н.Толстой
26

Укажите строку с наречиями причины.

A
сгоряча, сослепу, поневоле
B
нарочно, назло, слишком
C
назло, сгоряча, вполне
D
надвое, поневоле, нарочно
27

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква.

A
пр..язык, пр..внучка, пр..дедушка
B
пр..валировать, пр..лежание, пр..оритет
C
пр..успеть, пр..кословить, пр..вередливый
D
р..зыграть, р..зданный, р..злив
28

В каком ряду все слова пишутся слитно?

A
(во)обще, по(дальше), что(же)
B
(нефте)добывающий, не(к)чему, пол(кровати)
C
пол(дня), в(догонку), (теле)комментатор
D
(полу)пальто, в(общем), не(в)попад
29

В каком предложении допущена ошибка в употреблении однородных членов.

A
Артисты узбекского цирка не только выступали в Москве, но и в Афинах.
B
Художники знают, что горы, освещенные заходящим солнцем, могут менять свой цвет от самого светлого тона до самого темного.
C
Старик заботился о молодых саженцах и каждый вечер поливал их.
D
Он был предан Родине и беспощаден к врагам.
30

Укажите, каким способом образовано слово осыпи.

A
бессуфиксным
B
приставочным
C
приставочно-суффиксальным
D
суффиксальным